До президентских выборов в Литве ещё больше года, а поиски национальных предателей приобретают здесь всё более ожесточённый характер.
Организация с устрашающим названием « Центр исследования геноцида и резистенции жителей Литвы »обвинила народного артиста СССР Донатаса Баниониса, скончавшегося в 2014 году, в сотрудничестве с советскими органами госбезопасности.
Банионис был, якобы, завербован Комитетом государственной безопасности под именем Бронос.
«В документах КГБ содержатся доказательства того, что агент Бронос был завербован в октябре 1970 года из-за наличия личных и деловых контактов с литовцами за рубежом», — говорится в сообщении.
По данным центра, в 1974 году Баниониса исключили из списка агентов КГБ.
В Совете федерации РФ обвинение в адрес артиста назвали «подлой местью». По словам члена Совфеда Франца Клинцевича, Вильнюс спустя полвека продолжает мстить Банионису за сыгранную им роль бывшего «лесного брата» Вайткуса в фильме Витаутаса Жалакявичюса «Никто не хотел умирать».
Как отмечается в появившихся комментариях, сведения Центра изучения геноцида и резистенции следует оценивать осторожно, всего лишь, как публикацию архивного документа. Прежде всего, возникает вопрос: в силу каких причин книга попала в распоряжение литовских инстанций, насколько она подлинна?
Существует и еще одна версия сегодняшнего скандала: звезду советского кино по политическим соображениям хотят низвергнуть с пьедестала в рамках борьбы с реликтами «советского оккупационного прошлого».
Вспомнился наш далекий разговор с Банионисом в Борисоглебском переулке, на летней веранде только что открытого в столице посольства независимой Литвы в начале 90-х. Именно тогда актер объяснил свое неожиданное для многих завершение творческой карьеры в Москве.
Время пришло, спокойно сказал он без патетики. И также — почти флегматично — добавил: «исчезла на наших глазах провинция как географическое понятие. Зато возникла провинция как способ мышления».
А спорить с фактами очевидными никогда не имеет смысла. В последние годы жизни Банионис сетовал, что в России его знают и помнят лучше, чем на родине.
Он верил в свою правоту (не навязывая ее никому), в свой искренний мир искусства, и как большинство его героев, «никогда не хотел умирать». Но что всегда отличает одаренную свыше личность от резонера — это чувство дистанции и меры.
Не помнится, чтобы Донатас говорил о своих взглядах, как об истине в последней инстанции. Наоборот. Не теряя привычной улыбки, он с типичным чувством юмора мог извиниться за оброненные фразы: «конечно, это не значит, что я всегда прав. Просто это не мое».
Пока к этой ожившей легенде можно запросто подсесть на скамейку в маленьком вильнюсском сквере рядом с его домом. А можно составить компанию и даже заглянуть в книгу, которую он читает: в курортном городе Друскининкай застывший в бронзе молодой Донатас предлагает отдыхающим вместе с ним задуматься над временем и над судьбой.
Да, — интуиция Баниониса не подвела. Многие законы человеческого бытия, а порой — морали и творчества, безвозвратно утеряны в лабиринтах быстротекущей эпохи. И сегодняшний вброс политического компромата — еще одно тому доказательство.
«Правда глаза колет. Мелкая и подлая месть» — прокомментировал «данные о шпионском прошлом» Баниониса Клинцевич.
Справка
Донатас Банионис сыграл более ста ролей в театре и кино. Больше всего зрителям запомнились созданные им образы в фильмах «Солярис», «Мертвый сезон», «Приключения принца Флоризеля», «Вооружён и очень опасен», «Берегись автомобиля»