Итак, 23 января 1959 г. из Свердловска выехала группа туристов в составе 10 человек. За 16 дней участники похода должны были преодолеть на лыжах не менее 350 км и совершить восхождения на североуральские горы Отортэн и Ойко-Чакур.
Формально считалось, что поход организован туристской секцией спортивного клуба Уральского Политехнического Института (УПИ) и посвящён предстоящему открытию 21 съезда КПСС. Но из 10 участников четверо студентами не являлись. Вот они:
— Дятлов Игорь Алексеевич, 1937 г.р. (22 года), руководитель похода, студент 5-го курса радиотехнического факультета УПИ. Дятлов являлся разработчиком маршрута, по которому группа отправилась в поход 23 января.
— Дорошенко Юрий Николаевич, 1938 г.р. (21 год), студент факультета подъёмно-транспортных машин УПИ, хорошо подготовленный турист, имевший опыт продолжительных походов различной степени сложности.
— Дубинина Людмила Александровна, 1938 г.р. (21 год), студентка 3 курса инженерно-экономического факультета УПИ, с первых дней учёбы принимала активное участие в деятельности туристического клуба института. Девушка имела немалый туристический опыт.
— Золотарёв Семён (Александр) Алексеевич, 1921 г.р. (38 лет), самый старший участник похода и, пожалуй, самая загадочная личность данного списка. Он просил называть его Сашей и потому во многих документах и воспоминаниях Золотарёв фигурирует именно под этим именем. На самом же деле он носил имя Семён и был выходцем с Северного Кавказа (из кубанских казаков), куда регулярно ездил к матери.
Родился в семье фельдшера, принадлежал к поколению, наиболее пострадавшему от Великой Отечественной войны, прошёл практически всю войну (в Вооружённых Силах с октября 1941 г. по май 1946 г. Имел 4 боевых награды. Был холост, что выглядело довольно необычно для того времени, имел татуировки и золотые вставные зубы (последние указывали на зажиточность их обладателя, в те годы основным материалом зубных протезов являлась сталь).
Много татуировок, но большинство их были скрыты одеждой и участники похода, видимо, ничего о них не знали. Примечательно, что участникам похода, с некоторыми из которых он не был прежде знаком, Золотарёв представился как «Александр Алексеевич», т. е. умышленно исказил имя;
Доп. сведения о Семене Золотареве. Слишком он необычный персонаж в этой туманной истории. Семен – по паспорту, он же Александр (так Золотарев представлялся всем) родился на Кубани (станица Удобная) 2 февраля 1921 года, прошел всю войну без единого ранения, после окончил Минский институт физической культуры, получил распределение в Пятигорск, где трудился в двух вузах и школе.
В 1959 году отправился в поход по Северному Уралу и трагически погиб вместе с другими 8 туристами.
Труп Золотарева был почти неузнаваем и родственников удивил тот факт, что на теле оказались странные наколки, коих ранее его близкие не видели.
— Колеватов Александр Сергеевич, 1934 г.р. (25 лет), студент 4-го курса физико-технического факультета УПИ. Это ещё одна (наряду с Золотарёвым) «тёмная лошадка» в составе группы.
— Колмогорова Зинаида Алексеевна, 1937 г.р.(22 года), студентка 4-го курса радиотехнического факультета УПИ. Как и остальные члены группы, Зина имела уже немалый опыт походов по Уралу и Алтаю различной степени сложности.
— Кривонищенко Георгий (Юрий) Алексеевич, 1935 г.р.(24 года), выпускник УПИ, в 1959 г. — инженер комбината № 817 (ныне известного как ПО «Маяк») из г. Челябинск-40, режимного объекта в Челябинской обл., где осуществлялась наработка оружейного плутония. 29 сентября 1957 г. там произошла одна из крупнейших в мире техногенных катастроф, получившая широкую известность лишь в пост-перестроечное время.
Также Георгий был дружен с большинством остальных участников похода, которые часто бывали в свердловской квартире его родителей. Хотя в действительности Кривонищенко носил имя Георгий, друзья обычно называли его Юрием (т. е. тут примерно такая же ситуация с заменой имени, что и в случае с Золотарёвым);
— Слободин Рустем Владимирович, 1936 г.р. (23 года), выпускник УПИ, как и Кривонищенко являлся инженером комбината № 817, куда пришёл работать годом позже Георгия.
Слободин на протяжении ряда лет ходил в туристические походы различной категории сложности и являлся, безусловно, опытным туристом. Кстати, его тюркское имя не должно вводить в заблуждение, это не более чем дань интернациональной моде, родители Рустема Слободина были русскими;
— Тибо-Бриньоль Николай Владимирович, 1934 г.р. (26 лет), прораб из Свердловска, выпускник строительного факультета УПИ 1958 г. Тибо-Бриньоль имел опыт туристических походов различных категорий сложности, был хорошо знаком со студентами УПИ — членами туристического клуба института.
— Юдин Юрий Ефимович, 1937 г.р. (22 года), студент 4-го курса инженерно-экономического факультета УПИ, в институте увлёкся туризмом, совершил в общей сложности 6 длительных походов различных категорий сложности, в т. ч. и 3-й (наивысшей). Юрий в начале похода был вынужден вернуться из-за болезни.
Практически все они хорошо знали друг друга на протяжении нескольких лет, и это обстоятельство придавало им взаимную уверенность. Единственным участником команды, являвшимся для остальных действительно незнакомым человеком, был Семён Золотарёв.
Эта передвижка выглядела логичной, т.к. стало известно о сильных снегопадах в том районе. Однако, ни 14, ни 15, ни 16 февраля группа в посёлке Вижай не появилась и телеграмму в спортклуб «Политеха» не отправила. Родственники студентов обратились в Свердловский горком партии и теперь уже руководители партийного руководства начали задавать институтскому руководству неприятные вопросы.
Когда встал вопрос об организации спасательной экспедиции, вдруг выяснилось, что никто из спортивного руководства на уровне УПИ и города не имеет точной информации о маршруте группы Дятлова. Это было грубейшим нарушением порядка организации туристических походов.
Хронология поисков.
Сначала была найдена палатка группы Дятлова. Палатка была ориентирована входом на юг. Северная её часть оказалась завалена, её присыпал снег толщиной 15–20 см. По общему виду и плотности снега можно было сделать вывод, что он появился здесь не в результате схода лавины, а наметён ветром.
Рядом с палаткой стояла пара лыж, воткнутых в снег, а непосредственно у входа из снега торчал ледоруб. На ледорубе лежала куртка-штормовка, принадлежавшая Игорю Дятлову.
В карманах куртки Дятлова были найдены перочинный нож на карабине и записная книжка с фотографией Зины Колмогоровой. Но, ни то, ни другое не проливали свет на случившееся. Две нижние пуговицы на входе в палатку были расстёгнуты, из образовавшейся щели наружу торчала простыня, служившая пологом.
По общему виду найденной стоянки сразу можно было заключить, что живых людей в палатке нет.
Ощущение странности их облика усиливалось оттого, что трупы были одеты лишь частично, не имели головных уборов и обуви, а тела, найденные под кедром, оказались кроме того в кальсонах. Можно было только догадываться, какого рода угроза выгнала людей из палатки в носках и кальсонах на мороз в дикой ненаселённой местности.
Во время изучения следовых дорожек внимание поисковиков привлёк след ноги в ботинке с каблуком. К сожалению, этот след оказался единичным и ценность его никем по достоинству оценена не была. Никто не задумался над тем, почему следов ног в носках и валенках много, а след в ботинке — всего один? По общему мнению, в ботинке спускался кто-то из членов тургруппы и это предположение устроило всех.
Лишь много позже выяснилось, что никто из девяти туристов не имел на ногах ботинок.
Отпечаток не полон — хорошо пропечатался каблук и средняя часть подошвы, в то время как носок фактически «висит в воздухе».
Из заключения судмедэксперта:«Указанная закрытая травма черепа причинена тупым орудием. В момент возникновения она, несомненно, вызвала состояние кратковременного оглушения Слободина и способствовала быстрейшему замерзанию Слободина».
Лишь динамичный удар ломает череп в точке приложения силы — эта анатомическая особенность хорошо известна судебным медикам.
В конечном итоге Слободин замёрз.
Судмедэксперт описал осаднения выступающих частей пястно-фалангиальных суставов обеих рук погибшего и даже указал их размеры — 8 см на 1,5 см. Если в просторечии, то речь идёт о сбитых костяшках на обоих кулаках. Вообще-то, больше всего они напоминают травмы избитого в драке человека.
Похороны Юрия Дорошенко, Игоря Дятлова, Зины Колмогоровой, Георгия Кривонищенко и Рустема Слободина прошли 9 марта в Свердловске. А 31 марта произошло весьма примечательное событие — все члены поисковой группы, находившиеся в лагере в долине Лозьвы, увидели НЛО.
Минут 20 наблюдали движение шара (или диска), пока он не скрылся за склоном горы. Увидели его на юго-востоке от палатки. Двигался он в северном направлении. Явление это взбудоражило всех. Мы были уверены, что гибель дятловцев как-то связана с ним.» Об увиденном было сообщено в штаб поисковой операции, находившийся в Ивделе.
Появление в деле НЛО придало расследованию неожиданное направление. Кто-то вспомнил, что «огненные шары» наблюдались примерно в этом же районе 17 февраля 1959 г. о чём в газете «Тагильский рабочий» была даже публикация. И следствие принялось работать в новом направлении. 17 февраля 1959 г.
Направление движения странного шара — с юга на север — соответствовало тому, что наблюдалось и 31 марта.
И только 5 мая 1959 г. в ручье, под толщей снега примерно в четыре метра, было найдено человеческое тело в сером свитере. Как выяснилось позже, это был труп Людмилы Дубининой.
При осмотре тела Людмилы Дубининой обнаружилось полное отсутствие глазных яблок и языка, отсутствие мягких тканей верхней губы справа с обнажением верхней челюсти и зубов. У Семёна Золотарёва зафиксировано также отсутствие глазных яблок.
Выделение серой пены из его дыхательных путей является серьёзным (хотя и косвенным) свидетельством физического насилия, которое он испытал незадолго до наступления смерти. Возможно, именно это насилие и спровоцировало его смерть (по крайней мере, ускорило).
В воспоминаниях Генриетты Елисеевны Чуркиной, эксперта-криминалиста, которая исследовала в апреле 1959 г. палатку группы Дятлова, есть посвящённый странному обстоятельству фрагмент: «Присутствовала я и при медэкспертизе трупов, которую проводил Борис Возрожденный.
Хорошо помню, когда сняли с них одежду и развесили на веревках, мы сразу обратили внимание, что она имеет какой-то странный светло-фиолетовый оттенок, хотя и была самых разных цветов. Я спросила Бориса: “Тебе не кажется, что одежда чем-то обработана?” Он согласился».
У них перед глазами некий необычный феномен — появление в окраске одежды погибших странного фиолетового фона — и им, казалось бы, следует приложить все возможные усилия, чтобы понять природу этого феномена. Но они не делают ничего.
Итак, что же произошло? Что (или кто) так напугало туристов, что они бежали полураздетыми?
Подозрение это ещё более усиливается, если принять во внимание отсутствие блокнота Александра Колеватова, который, как это точно известно, находился всегда при нём.
Нелогичным и непонятным с точки зрения здравого смысла кажется присутствие на крыше палатки исправного фонарика, принадлежавшего Игорю Дятлову. Казалось бы, уходившая группа должна была прихватить его с собою. Однако фонарик был брошен. Почему?
Всю цепочку странных событий можно продолжить, но даже перечисленного с лихвой хватит для того, чтобы сделать однозначный вывод: в роли «фактора страха» и убийц выступали люди. Злонамеренные, целеустремлённые, руководствовавшиеся логикой, которую мы, зная исход трагедии, вполне можем просчитать.
Никакая шаровая молния или гондола американского аэростата, лыжи аэросаней или проклятие мансийского шамана, снежная гроза или ужасный инфразвук не могут преследовать группу с интервалом в несколько часов, не могут обыскивать погибших и сбрасывать их тела в общую снежную могилу в овраге.
Итак, кто убивал:
— Убийцы не являлись членами группы Игоря Дятлова, в противном случае согласованные действия группы были бы исключены. Между тем, «дятловцы» отступали от палатки все вместе, в одном направлении и при сохранении, как минимум, голосового контакта.
— Убийц было немного — 2, максимум, 3 человека — поскольку эти люди испытывали явное затруднение с контролем всей группы туристов. Именно их неспособность полностью контролировать всю группу обеспечила Золотарёву и Тибо-Бриньолю возможность отделиться в самом начале нападения и сохранить одежду, обувь, головные уборы;
— Убийцы были вооружены огнестрельным оружием, поскольку без него им не удалось бы добиться повиновения группы из 9 человек, располагавшей по меньшей мере 3 топорами, 5 ножами и 2 лыжными палками.
Именно подавляющее силовое превосходство противника заставило по меньшей мере семерых взрослых, адекватных и достаточно опытных людей подчиниться совершенно диким на первый взгляд требованиям снять головные уборы, перчатки и обувь.
Без огнестрельного оружия противник не смог бы подавить волю к сопротивлению до такой степени; обязательно началась бы групповая драка, свалка и на телах и одежде погибших появились бы связанные с этим специфические повреждения;
— Убийцы явно выдавали себя не за тех, кем являлись на самом деле. Именно этим объясняется недооценка некоторыми членами группы степени угрозы, созданной этими людьми.
— Противник изначально ставил перед собою задачу полного уничтожения группы Дятлова. Однако уничтожение это должно было не оставить следов явного насилия и казаться следствием некоего стихийного воздействия неопределённой природы.
Поэтому противник, грозя «дятловцам» оружием, в ход его не пускал и пускать не намеревался. Даже когда последних членов группы пришлось добивать (так сказать, умерщвлять принудительно) это было проделано без использования оружия;
— Напавшие не принадлежали к силовым структурам Советского Союза (т. е. Вооружённым Силам, МВД, КГБ). Кто бы ни убивал группу Игоря Дятлова, эти люди очень боялись расследования, которое могло последовать после обнаружения тел исчезнувших туристов. Убийцы понимали, что погибших будут искать и непременно найдут.
И если на телах погибших останутся следы ранений от огнестрельного или холодного оружия, то это может оказаться фатальным для них (т. е. убийц). Именно страх перед возможным расследованием побуждал злоумышленников действовать неоптимальным способом, т. е. убивать без использования оружия.
— То, как были убиты некоторые из членов группы Игоря Дятлова, позволяет с полным правом заключить, что напавшие обладали отличными навыками рукопашного боя.
— То, что нападавшие сумели не оставить явных следов своего пребывания на склоне Холат-Сяхыл и дальнейшего движения в района кедра, свидетельствует, с одной стороны, об их немногочисленности, а с другой, указывает на наличие инвентаря, не оставляющего долгоживущих узнаваемых следов на снегу.
Это могли быть или широкие лыжи, вроде мансийских (т. н. камусные лыжи), или лыжи подбитые мехом (встречаются у некоторых народов севера и индейцев США и Канады), или снегоступы. Кроме того, следует отметить, что человек со снегоступами на ногах может наносить удары коленом, в то время как лыжник — нет.
Группа была дисциплинированна, а это свидетельствует о наличии внутри неё жёсткой иерархии. Эти люди обладали прекрасными физическими данными и владели весьма специфическими приёмами рукопашного боя, возраст членов группы вряд ли превышал 40 лет.
Биография Семёна Золотарёва
Дата рождения: 2 февраля 1921 года.
Возраст на момент гибели: 37 лет.
Не женат.
Инструктор по туризму. Как у человека более старшего возраста – Золотарёв был старше остальных участников похода более чем на 15 лет — биография Золотарева значительно более насыщена событиями.
Уроженец кубанской казачьей станицы Удобная (Северный Кавказ). Фронтовик – в действующих войсках Красной Армии с 1941 по 1946 г. Комсорг батальона. Награждён 4 боевыми наградами.
В 1944 году – кандидат в члены ВКП(б), после войны – член ВКП(б).
С 1945 по 1951 года учился – поступил в Московское военно-инженерное училище, после сокращения этого учебного заведения в 1946 году вместе со всем своим курсом был переведен в аналогичное Ленинградское, а после и его планового расформирования – в Минский институт физкультуры (ГИФКБ), который и закончил в 1951 г.
Работал вначале инструктором по туризму на алтайской турбазе «Артыбаш» на Телецком озере, затем старшим инструктором по туризму на турбазе «Коуровская» Свердловской области, откуда уволился перед последним в своей жизни походом.
Во многих источниках вокруг этого члена группы Дятлова немало размышлений и дискуссий, часто можно встретить обсуждение и попытки разгадки его татуировок.
До этого похода не был знаком с остальной группой дятловцев. В группу по его, Золотарёва, просьбе его привёл Сергей Согрин, также грамотный турист и товарищ Дятлова.
По воспоминаниям очевидцев, Золотарёв, знакомясь с дятловцами, сказал: «Зовите меня просто Саша». Также по воспоминаниям очевидцев, он очень спешил пройти этот маршрут и вернуться — спешил поехать к маме на Родину.
Один из часто обсуждаемых фактов – татуировки Золотарёва. Это рисунки пятиконечной звезды, овоща свёкла (?) (по описанию судмедэксперта), числа «1921», имени «Гена», сочетания букв «ДАЕРММУАЗУАЯ», букв «Г+С+П=Д», «Г+С», отдельных букв «С».
Также Золотарёв имел золотые вставные зубы. Здесь следует добавить, что в те времена в большинстве своём зубные протезы были металлическими — стальными.
Тело Александра/Семена Золотарёва обнаружили 04 мая 1959 года вместе с телами Дубининой, Колеватова и Тибо-Бриньоля – «последние четверо» — в 75 метрах от костра по направлению к долине 4-го притока Лозьвы на дне оврага под снежным наддувом высотой 4-4,5 метра.
Причина смерти – множественный перелом ребер справа с внутренним кровотечением в плевральную полость при наличии действия низкой температуры.