Тайные любовные связи русских правителей всегда выходили на всеобщее обозрение и обсуждение. Когда речь заходит о фаворитах российских монархов, первыми на ум приходят фамилии Орлова, Потемкина, Меншикова. Реже вспоминаются Бирон и Платон Зубов. Хотя на самом деле коронованные особы России часто заводили страстные романы с не менее яркими личностями.
Иван Овчина Телепнев-Оболенский
Этого человека можно назвать первым фаворитом в истории царской России. Князь, успешный воевода, умнейший человек и просто красавец Иван Телепнев-Оболенский по прозвищу Овчина снискал расположение Елены Глинской, вдовы Василия III и матери будущего Ивана Грозного.
Существует мнение, что Глинская и Овчина сошлись еще при жизни великого князя «всея Руси». Более того, некоторые историки уверены, что именно Иван Овчина был родным отцом Ивана Грозного. Даже до царя доходили слухи о том, что в покои к его жене регулярно наведывается молодой и статный полководец, однако правитель не верил злым языкам.
Открыто свои чувства к Ивану Овчине Елена Глинская начала проявлять уже после кончины супруга. Для бояр это стало настоящим шоком. Правила приличия гласили, что великая княгиня после смерти мужа должна соблюдать траур до конца своих дней. Любовники же вели себя по тогдашним меркам просто немыслимо: стояли рядом на богослужении, вместе ездили в карете, ночевали в одной горнице.
К чести Овчины можно сказать, что он действительно был предан своей возлюбленной «Олене». Блестящий военный, он участвовал в многочисленных боях, подавлял мятежи и восстания во времена, когда только ленивый не мечтал о троне. Стоит ли говорить, что после скоропостижной кончины Елены Глинской (предположительно — отравление) бояре с радостью заточили «выскочку» в темницу, где он и умер от голода.
Мария Гамильтон
Мария Гамильтон слыла одной из самых очаровательных и эффектных девушек при дворе Петра I. Мария была не только невероятно хороша собой, но также неглупа, хитра и остроумна. Все эти качества вкупе с амбициями и привели ее в постель самодержца.
Петр внес красавицу в список личных любовниц («постельный реестр», как он его называл) и какое-то время был сосредоточен только на ней. Гамильтон наслаждалась своей властью и перспективами, которые открывало перед ней расположение императора. Девушка праздновала победу — и ошиблась. Страсть Петра длилась очень недолго, вскоре император охладел к смазливой фрейлине и вычеркнул ее из «реестра».
А через несколько лет правитель и вовсе отправил бывшую возлюбленную на эшафот, узнав, что она задушила своего новорожденного ребенка. На момент своей беременности Мария уже жила с другим мужчиной, однако у царя, видимо, были основания предполагать, что младенец мог являться его бастардом. Петр пришел в гнев от такого «страшного душегубства». На казни император присутствовал лично. Очевидцы писали, что Петр поднял отрубленную голову, упавшую к его ногам, поцеловал ее в губы, затем бросил в грязь и удалился.
Виллим Монс
Пока Петр I заполнял свой «постельный реестр», его супруга государыня Екатерина I в долгу тоже не оставалась. Одним из самых ярких ее фаворитов был Виллим Монс — камергер императорского двора и адъютант самодержца.
Их связь длилась несколько лет. Монс был очень хорош собой, элегантен, честолюбив, воспитан и знал толк в женщинах. Впрочем, в мужчинах — тоже (сохранились некоторые его эротические послания к представителям сильного пола). Очевидно также, что Виллим Монс был абсолютно бесстрашен, если уж он решился «наставить рога» самому Петру I.
Однако помимо храбрости камергер отличался не знающей границ алчностью. За время тесной дружбы с государыней он смог ошеломляюще обогатиться и стать сильнейшей персоной. Впрочем, удача длилась недолго, Петру донесли об их связи. Далее история развивалась предсказуемо – Монса ждал арест и казнь. Учитывая пикантность истории, участие императрицы старательно скрыли, в приговоре звучали лишь слова «казнокрадство» и «взяточничество».
Петр I никогда открыто не сообщал супруге, что он в курсе ее измены. Но говорят, что вечером после казни император прокатил свою жену в карете мимо столба с головой Виллима. Императрица ни взглядом, ни жестом не выдала своих чувств. Только с неприязнью заметила: «Как грустно, что у придворных столько испорченности».
Алексей Разумовский
Путь от простого пастуха до императорских покоев Елизаветы I прошел Алексей Разумовский. Помогли ему в этом ум, красота и потрясающий певческий дар.
Будущий фаворит родился в бедной украинской семье. Мальчик был сельским пастухом, однако обладал редким, очень красивым голосом. Его талант вскоре заметили. Далее события развивались стремительно — Разумовского привезли в Петербург, где в высокого парня с черными глазами сразу же влюбилась государыня. Голос Алексей вскоре потерял, но к тому моменту это было уже неважно. На него обрушился поток наград, жалований, чинов…
Разумовский жил в дворцовых апартаментах, смежных с покоями императрицы. По утрам они завтракали вместе. Елизавета Петровна всячески хотела порадовать своего возлюбленного – к столу, например, всегда подавались блюда малороссийской кухни. В конце концов с Разумовским императрица пошла на смелый шаг: заключила тайный морганатический брак. Так украинский пастух стал мужем российской императрицы – событие практически фантастическое!
Алексей отошел на второй план, когда Елизавету начали интересовать более молодые любовники. Однако до конца жизни императрицы он оставался ее лучшим другом, обласканным богатством и почестями.
Екатерина Нелидова
Фаворитка Павла I Екатерина Нелидова выделялась в ряду других женщин императора тем, что была совершенно некрасивой. Жена Павла Мария Федоровна, избалованная преимуществами своей яркой внешности, была в ужасе от того, что ее соперницей стала такая уродливая фрейлина.
Говорят, что она обращалась за утешением к своей свекрови Екатерине II. Та неизменно брала ее за руку, подводила к зеркалу и успокаивала: «Посмотри на себя и вспомни, как выглядит Катя». Однако Павел был так поражен умом своей Екатерины, что произошло просто неслыханное – дама далеко за 30, которую придворные с насмешкой называли «мартышкой», завладела всеми мыслями и желаниями престолонаследника.
Ночи цесаревич проводил то в покоях своей супруги, то в покоях Нелидовой. Однако после того как Мария Федоровна родила десятого младенца, врачи запретили ей очередную беременность по состоянию здоровья. Вся власть над чувствами Павла с этих пор принадлежала одной лишь Екатерине. Однако Мария Федоровна дурой отнюдь не была, напротив, являлась человеком практичным. Поэтому она заключила с фавориткой «настоящий дружественный союз для блага любимого обеими человека». На протяжении нескольких лет две женщины делили своего «Павлушу» вполне мирно.
Конец идиллии настал в тот момент, когда император встретил юную красавицу Анну Лопухину. Павел искренне хотел, чтобы его «мартышка» подружилась с новой любовницей так же, как когда-то с его женой. Но Екатерина Нелидова от такого предложения отказалась. Более того, услышав его, впервые в жизни фрейлина потеряла выдержку и запустила в императора своей туфлей. На этом ее многолетний фавор закончился.
Алексей Охотников
О романе между женой Александра I Елизаветой Алексеевной и служащим Кавалергардского полка Алексеем Охотниковым достоверно известно немногое. Муж императрицы, которая была еще молода и красива, часто изменял ей и был с нею холоден. В присутствии Елизаветы Алексеевны он открыто ухаживал за другими дамами — к примеру, у него был роман с Марией Нарышкиной.
Елизавета Алексеевна тосковала и чувствовала себя одиноко. В 24 года она познакомилась с молодым штабс-ротмистром, страстно влюбилась и не могла думать ни о ком, кроме него. Императрица вела дневник, в котором описывала случайные встречи с Алексеем Охотниковым — обычно они происходили на прогулках и ограничивались взглядами. Позднее при посредничестве одной из фрейлин роман из платонического стал полноценным. Охотников каждую безлунную ночь забирался к Елизавете в окно и они проводили наедине по нескольку часов. Сохранилось письмо, в котором он пишет: «Не беспокойся, часовой меня не видел, однако я поломал цветы под твоим окном». Алексея Охотникова считают отцом младшей дочери Елизаветы. Девочка, родившаяся от этой любви, прожила всего два года. Трагичной была судьба и самого Охотникова. По легенде, его убили из-за романа с императрицей, однако документы того времени этого не подтверждают. Вероятнее всего, Алексей Охотников умер в 1807 году от туберкулеза — очень распространенной и тогда неизлечимой болезни. После потери сначала возлюбленного, а потом рожденного от него ребенка Елизавета Алексеевна на долгие годы осталась в одиночестве. Восстановить отношения с мужем ей удалось лишь к концу жизни.
1. При жизни Елизаветой Алексеевной интересовалось немалое количество мужчин. Ее красота, ум и природная скромность покорили в свое время не только императора. Так, к примеру, до сих пор музыковеды спорят на тему того, кому же посвятил Людвиг ван Бетховен одно из лучших своих произведений — единственный свой полонез «К Элизе»? По версии некоторых, он посвящен именно русской императрице.
2. Нежные чувства к ослепительной красавице — жене Александра I по некоторым версиям испытывал и Александр Пушкин. Поэт в своей жизни был влюблен много раз. Своих женщин он воспевал в стихах и ни от кого из близкого окружения их никогда не скрывал. Но вот о любви к императрице он никогда не распространялся. Это тайное увлечение Пушкина до сих пор оставляет множество вопросов, на которые не могут дать ответы ни историки, ни биографы поэта. Предполагают, что Елизавета Алексеевна была его тайной музой. Навсегда забрала пылкое сердце поэта императрица в одну из летних ночей, когда обнаженная купалась в царскосельских прудах. Отсюда появилась версия, что однажды ночью юный четырнадцатилетний Пушкин подсмотрел купание императрицы и был поражен открывшимся ему зрелищем в самое сердце и на всю жизнь.
Екатерина Долгорукова
Законная супруга Александра II, с которой он счастливо состоял в многолетнем браке, отошла на второй план, когда ее супруг взошел на престол. Великая княгиня заболела чахоткой и практически не вставала с постели, в то время как ослепленный неограниченной властью Александр начал менять любовниц едва ли не каждый месяц. Особенно сильное чувство настигло императора в возрасте 48 лет. Его фавориткой стала 18-летняя княжна Катя Долгорукова.
Несмотря на юный возраст и отсутствие навыков плетения интриг, княжна смогла построить довольно успешную «карьеру» любовницы великого князя. Она не только родила Александру II четверых детей, но и стала его супругой спустя всего три месяца после смерти первой жены (впрочем, брак не был признан следующим поколением Романовых). Разница в возрасте между супругами составляла 30 лет.
Сохранилась их интимная переписка (четыре с половиной тысячи любовных записок): «Я ожидаю, что завтра мы минимум три раза займемся любовью», «Мы обладали друг другом так, как ты хотела», «Должен тебе признаться: я не успокоюсь до тех пор, пока вновь не увижу твоих прелестей».
Кстати, записки ни разу не подписывались «Е. И. В. Государь император». Все было гораздо проще: «Счастлив, что твой навсегда».
Матильда Кшесинская
Балерина Матильда Кшесинская познакомилась с престолонаследником на выпускном балу в Императорском театральном училище. Она сразу привлекла внимание Николая Романова. В основном о романе между ними известно из мемуаров самой балерины. Переписка не сохранилась, а Николай II таких воспоминаний дневнику не доверял.
Любовь между Матильдой и Николаем стала плотской далеко не сразу — балерине пришлось получить согласие родителей на то, что она будет жить с мужчиной, который на ней никогда не женится. Без сомнения, сыграло роль высокое положение Николая Романова. Роман между ними продлился два года — до тех пор, пока Николай не обручился с принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской.
Николай написал Матильде прощальное письмо, в котором рассказал, что она навсегда останется для него самым нежным и теплым воспоминанием молодости. После этого Матильда, понимая свою роль, исчезла с горизонта Николая II, продолжала работать в Мариинском театре и даже завела роман с другим членом царской семьи — великим князем Сергеем Михайловичем.