— Не скажу, чтобы чутко… Скорее, я пофигист и ненужное общение просто отметаю, глубоко не анализируя, что и как. Но если общаюсь, то человек получит ровно то, что испытывает ко мне сам. К примеру, подходит приятельница: «Ой, Леночка, как ты хорошо выглядишь, ой, лапочка, как я тебя люблю, желаю тебе здоровья и счастья!» В ответ я говорю следующее: «Золотая моя, ты получишь вдвое от того, чего сейчас пожелала мне».
Надо видеть лица людей! Тот, кто искренен, расцветает: «Да что ты, спасибо!» Но иногда лицо каменеет. Каким бы ужасным человек ни был, не надо желать ему зла. Лучше — вдвое больше того, чего он хочет для вас. И если над ним разверзнутся небеса, то вы-то тут при чем? Это техника древних оберегов — возвращение людям того, что они дают вам.
Но вообще, я везучий человек. Говорю без лукавства: в моей жизни очень много умных, доброжелательных, талантливых людей.
По пальцам одной руки могу перечислить своих недоброжелателей. Я не конфликтная, меня надо сильно довести, чтобы я огрызнулась. По гороскопу — Змея, у меня со всеми прекрасные отношения, но до тех пор, пока на меня не наступят.
Когда в 1973 году, окончив Школу-студию МХАТ, я пришла в театр, меня приняли буквально все — включая мхатовских стариков, мы вообще тогда мирно жили. С Настей Вертинской, характер которой мало кто назовет сахарным, дружили, часто нас назначали на одну роль. На гастролях гуляли вдвоем по городу, подолгу разговаривали.
Она была у меня на свадьбе, мы часто ходили друг к другу в гости. Настя — очаровательная женщина. Я вообще люблю умных и красивых. У меня прекрасные отношения с Ирой Мирошниченко, с Танечкой Лавровой мы очень дружили.
— А почему вы ушли из МХАТа?
— Когда Ефремов заболел, он уже не смог защищать меня как раньше. Он вступался, когда в день съемок меня пытались отослать на какую-нибудь творческую встречу в самый дальний уголок страны. Как только его покинули силы, окружение показало клычки. Были люди, которые давно завидовали моей популярности в кино и перестали это скрывать.
— После какой роли она обрушилась на вас?
— После выхода на экраны фильма «Звонят, откройте дверь» режиссера Александра Митты. На роль главной героини Тани пробовались 11 тысяч девочек со всего Советского Союза. Мой дед, Виктор Проклов, был вторым режиссером на картине, и в его обязанности входил подбор актеров. В прошлом он артист (сыграл в фильме «Боксеры»), но судьба вышла нелегкой.
В театр не брали, пришлось устроиться на «Мосфильм», на самую песью работу — за всем следить, за все отвечать. Он мучился от того, что больше не играл. И повторял мне, что актерская профессия — одна боль и страдания.
И был категорически против моего появления в кино. Когда пробы подходили к концу, а девочка все еще не была найдена, взял меня помогать — подыгрывать кандидаткам на главную роль. «Ленка, — говорит, — учи текст, поможешь отбирать мне девчонок».
Я выучила и… в итоге стала Таней. Фильм произвел такой фурор, что я — 12-летняя девочка — не сходила с обложек журналов, мои фотографии продавались в киосках «Союзпечати», про меня бесконечно писали: что предпочитаю на завтрак, как зовут мою собаку.
Было ощущение, что весь мир — это мои друзья, куда бы я ни приезжала, все меня знали, заботились, дарили кукол, угощали. Кстати, наш фильм получил на Венецианском фестивале «Золотого льва святого Марка».
— Сейчас я живу именно так, как хочется. Уже столько отплясалось и отгулялось, что теперь это неинтересно. Лучше побыть одной. Фото: Арсен Меметов