Аркадий Нейланд, несовершеннолетний преступник, за двойное убийство был приговорён судом к смертной казни, что явилось единственным в своём роде случаем (на момент приведения приговора в исполнение ему было 15 полных лет).
Аркадий Владимирович Нейланд (28 января 1949, Ленинград — 11 августа 1964, Ленинград)
«Дело Нейланда» вызвало общественный резонанс и дало повод для заявлений о попирании в СССР норм международного права.
Аркадий Нейланд родился в 1949 году в Ленинграде, в семье рабочих. Родители дома часто ссорились и пили, заставляли детей лазить по мусоркам, часто били и ругали.
Как только кто-то из детей начинал зарабатывать, у того отбирали ключи от шкафов с продуктами. Аркадий Убегал из дома, с 7 лет (по его собственным словам воровал уже с 4х лет, в основном продукты) состоял на учёте в детской комнате милиции.
В возрасте 12 лет был сдан матерью в интернат, откуда вскоре сбежал из-за конфликтов со сверстниками (болел энурезом). Уехал в Москву, где был задержан милицией и доставлен обратно в Ленинград.
До конца 1963 года работал на предприятии «Ленпищмаш», где был замечен в прогулах и воровстве. Имел несколько приводов в милицию по фактам мелких краж и хулиганства, однако до суда дела не доходили. 24 января 1964 года был в очередной раз задержан за кражу, однако бежал из-под стражи.
По словам Нейланда, тогда он решил «отомстить», совершив какое-нибудь «страшное убийство». Заодно он хотел добыть денег, чтобы уехать в Тбилиси и «начать там новую жизнь». Своё намерение он исполнил 27 января, предварительно украв для этой цели у своих родителей топор.
Картина преступления была воссоздана по показаниям А. Нейланда, опрошенных свидетелей, криминалистов и пожарных. Преступление было совершено по адресу: улица Сестрорецкая, дом 9.
Жертву Нейланд выбрал случайно. ( по другим данным квартиру приметил давно, часто проходил мимо этой квартиры и оттуда всегда вкусно пахнуло, значит в квартире живут хорошо и еда есть).
Он хотел ограбить богатую квартиру, а критерием «богатства» для него послужила обитая кожей входная дверь. В квартире находилась 37-летняя домохозяйка Лариса Михайловна Купреева и её трёхлетний сын. Нейланд позвонил в дверь и представился работником почты, после чего Купреева впустила его в квартиру.
Убедившись, что кроме женщины и ребёнка в квартире никого нет, преступник закрыл входную дверь на замок и начал бить Купрееву топором.
Чтобы соседи не слышали крики, он включил стоявший в комнате магнитофон на полную громкость. На крики женщины вышел её трехлетний ребенок, ребенка Нейланд ударил топоро 5-6 раз. После убийства преступник обыскал квартиру, съел найденную у хозяев еду.
Нейланд похитил из квартиры деньги и фотоаппарат, на который предварительно снял убитую в непристойных позах (эти фотографии он планировал потом продать).
Для того, чтобы замести следы, Аркадий Нейланд перед уходом включил газ на кухонной плите и поджёг деревянный пол в комнате. Орудие убийства — топор — он оставил на месте преступления.
Соседи, почувствовав запах гари, вызвали пожарных. Благодаря тому, что пожарные приехали оперативно, место преступления осталось практически не затронутым огнём.
По отпечаткам пальцев, оставленным на месте преступления, и благодаря показаниям свидетелей, видевших Нейланда в тот вечер, он был задержан уже на следующий день.
Аркадий Нейланд уже на первых допросах полностью сознался в содеянном и активно помогал следствию. По словам следователей, он держался уверенно, ему льстило внимание к его персоне.
Об убийстве рассказывал спокойно, без раскаяния. Жалел только ребёнка, но оправдывал его убийство тем, что другого выхода после убийства женщины не было. Наказания не боялся, говорил, что ему, как малолетнему, «всё простят».
Дело Нейланда получило широкую огласку. В СССР в это время наблюдался рост преступности, в том числе среди несовершеннолетних. Аркадий Нейланд в этих условиях был идеальным примером антигероя советской пропаганды.
Судебное решение по делу Нейланда оказалось неожиданным для всех: 15-летнего подростка приговорили к смертной казни, что шло вразрез с законодательством РСФСР, по которому к высшей мере наказания могли приговаривать лиц от 18 до 60 лет (причём эта норма была принята как раз при Хрущёве в 1960 г.: в 1930—1950-е смертная казнь несовершеннолетних допускалась согласно Постановлению ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. № 155
«О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних», предписывавшему «несовершеннолетних, начиная с 12-летнего возраста, уличенных в совершении краж, в причинении насилия, телесных повреждений, увечий, в убийстве или попытках к убийству, привлекать к уголовному суду с применением всех мер уголовного наказания»).
Это решение, скорее всего, было принято на высшем уровне, руководством страны.
Приговор вызвал в обществе неоднозначную реакцию. С одной стороны, поражённые жестокостью преступления обыватели ждали самого сурового приговора Нейланду.
С другой стороны, приговор вызвал крайне негативную реакцию гуманистически настроенной интеллигенции и профессиональных юристов, которые указывали на несоответствие приговора действующему законодательству и международным соглашениям.
«Дело Нейланда» стало известно и за рубежом, где оно приводилось как пример угнетения свободы личности в социалистическом строе.
Существует легенда, согласно которой Л. И. Брежнев ходатайствовал перед Н. С. Хрущёвым о замене Аркадию Нейланду смертного приговора тюремным заключением, но получил жёсткий отказ.
Согласно другой легенде, в Ленинграде долго не могли найти исполнителя казни — никто не брался расстреливать подростка.
11 августа 1964 года Аркадий Нейланд был расстрелян в Ленинграде.
Как вы считает — суд поступил правильно?