В сентябре 2006 года в Великобритании прошел аукцион Jefferys, на котором были выставлены работы начинающего художника… Адольфа Гитлера.
Торги могли бы и не состояться, если бы за год до этого всё на том же аукционе среди прочих полотен случайно не оказался портрет почтальона из Голландии с подписью A. Hitler…
Мать Мария со святым ребенком Иисусом Христом
Эта картина вызвала море возмущения среди христиан. Несмотря на то, что Гитлер был христианином, он в числе прочих виноват в грандиозном по масштабу акте уничтожения людей во время Второй мировой войны.
Портрет стоимостью 5200 фунтов приобрел один из местных жителей.
А через год одна бельгийская дама представила общественности свою коллекцию произведений фюрера, которую обнаружила на чердаке своего дома много лет назад (по одной из версий, коробку с картинами в 1919 году бросили французские беженцы).
В 1980-е годы несколько экспертов из Бельгии подтвердили подлинность этих картин. Именно эта коллекция и была выставлена на продажу в 2006 году. На аукционе была продана самая дорогая картина из архива Гитлера, оцененная в 10,5 тыс. фунтов стерлингов. Её приобрел неизвестный россиянин.
Таким образом, общественность наконец-то смогла познакомиться с творчеством Адольфа Алоизовича.
Но до сих пор четыре полотна кисти фюрера находятся «за семью печатями». Эти картины принадлежат армии США и покоятся в секретном подземном хранилище в Центре военной истории, где постоянно поддерживается необходимая температура и влажность воздуха.
Доступ к этим картинам открыт только для нескольких экспертов-искусствоведов и, по заявлению американцев, полотна никогда не будут представлены общественности.
Эти « засекреченные» картины принадлежали ранее личному фотографу, другу и советнику Гитлера — Генриху Гофману, который после победы над фашизмом спрятал свой личный архив сразу в нескольких тайниках.
Позднее эти тайники были конфискованы союзниками и объявлены фашистской пропагандой, а некоторые материалы тайников стали уликами на Нюрнбергском процессе.
В 1900 году между 11-летним Адольфом и его отцом состоялся разговор, переросший в большой скандал. Отец плохо успевающего по всем предметам сорванца был потрясён желанием сына: тот хотел стать художником.
Алоиз мечтал видеть в сыне крупного успешного чиновника, но юный Адольф очень плохо учился, постоянно получая замечания по поведению и дисциплине. Лишь по рисованию Гитлер-младший имел высокую успеваемость.
После смерти Алоиза его жена Клара, оставшись с пятью детьми одна, узнала о том, что смертельно больна. Ее желание видеть в сыне состоявшегося человека взяло вверх, и она всё-таки позволила Адольфу поступать в Венскую Академию Искусств.
Гитлер пренебрег подготовкой к вступительным экзаменам, посчитав свой талант гениальным, и в октябре 1907 года успешно провалил все испытания. Но, чтобы не расстраивать умирающую мать, Адольф солгал ей, сказав, что поступил и теперь будет учиться живописи.
Когда матери не стало, Гитлер переехал жить к своему другу, но, стыдясь своего провала, молодой «лжестудент» дни напролет проводил на улице, посвящая свои прогулки созерцанию городской архитектуры Вены.
В сентябре 1908 года он предпринял вторую попытку поступить в Академию, но и в этот раз судьба отвернулась от него: приемная комиссия даже не взглянула на работы начинающего художника. Гитлер впал в депрессию, из-за чего вскоре оказался на городском дне вместе с бродягами…
В августе 1910 года Гитлер по счастливой случайности познакомился с Рейнгольдом Ганишем, сообщив ему, что неплохо рисует. Ганиш неправильно понял нового друга, приняв его за маляра.
Но позже, посмотрев творения Адольфа, предложил ему организовать совместный бизнес. С этих пор Гитлер стал рисовать пейзажи и городские здания на холстах размером с почтовые открытки.
Ганиш вполне успешно продавал их в трактирах и гостиницах по 20 крон. Позднее, когда Гитлер переехал в Мюнхен, картины продавались уже в большем количестве, принося их автору доход выше среднего.
Продажей картин и открыток Гитлер зарабатывал в Вене вплоть до 1913 года. Затем подающий надежды художник переехал в Германию. В Мюнхене он продолжил свой успешный бизнес, который закончился лишь с началом Первой мировой войны, когда Адольф ушел в армию.
Второй этап в творчестве Гитлера наступил, когда он был на фронте. На акварелях, написанных в окопах, в основном изображены здания, разрушенные бомбардировками.
Примечательно, что в творчестве Гитлера в это время изображения людей практически полностью отсутствуют.
В общей сложности кисти Адольфа Гитлера принадлежит 3400 полотен, написанных в большинстве своём на фронте во время войны. Но по ряду причин (видимо, скорее нравственных), большинство художников и экспертов сомневаются в подлинности этих картин, а профессиональные критики почти в один голос заявляют, что полотна эти не представляют собой никакой художественной ценности.
Но многие всё же признают, что основные художественные приемы и принципы (перспектива и проч.) соблюдены верно.
Лишь один из немногих художественных искусствоведов — Даг Харви — имел доступ ко всем четырем засекреченным картинам кисти Гитлера.
После детального их изучения, Харви опубликовал ряд статей, посвященных этой работе, где позиция профессиональных критиков и искусствоведов в отношении творчества фюрера была четко обозначена.
Так, в интервью газете «Нью-Йорк таймс» он заявил: «Как только жрецы начинают говорить о картинах Адольфа Гитлера, их тон становится пренебрежительным, словно признание его визуальных способностей могло бы оправдать Холокост».
— Пять лет я был вынужден зарабатывать себе на жизнь сначала в качестве поденного рабочего, затем — скромного художника; скудного заработка не хватало даже не то, чтобы каждый день утолять голод, — рассказывал в свое время Адольф Гитлер. Теперь цены его картин достигают нескольких тысяч фунтов стерлингов и выставляются на торги.
С 1907 года, когда скончалась мать Гитлера, Адольф вынужден был содержать себя сам. Пенсии по случаю потери кормильца и остатков наследства матери и отца «на широкую ногу» не хватало.
Тут ему и пригодился талант — он довольно прилично рисовал акварелью и стал продавать свои картины еврейским коммерсантам.
Он владел несколькими техниками рисования: как маслом, так и акварелью. Картины расходились так хорошо, что в 1911 году суд признал Гитлера обеспеченным человеком и пенсия по потере кормильца перешла к его младшей сестре.
Сестра Гитлера — Паула
Церкви, величественные соборы, спокойная сельская местность и нежное побережье, — все это выполнено мягкой успокаивающей акварелью.
Глядя на эти работы можно прийти к мысли, что они написаны весьма толковым молодым художником, но, увы, человек, которому принадлежит авторство, избрал иной жизненный путь.
«Oedensplatz» (1914).
Венский период (1907-1912).
«Цветной домик».
«Музыкант из старого города Велл» (ок. 1910-1912) .
«Холмы».
«Большие цветные Анютины глазки».
«Городская площадь, вход в магазин» .
«Замок Зубцы» (1910).
«Венская государственная опера» (1911).
«Perchtoldsdorf»(ок. 1910-1912).
«Мюнхенский театр» (1914).
«Белые орхидеи» (1913).
«Мюнхен Ворота Победы» (1913).
Мельница. Венский период.
Жилой дом на ферме в Hundwiese Акварель14.4 см х 9.5 см Венский период.
Крестьянские поля. Венский период.
Натюрморты
Цветы в вазе. 1912
Букет цветов. 1910
Ваза с цветами.
Цветы, пейзажи, натюрморты… Но настоящим «коньком» Гитлера были все же изображения зданий. Он стремился запечатлеть на холсте самые красивые площади, улицы и проспекты тех городов, где ему удалось побывать. Кстати, известно, что созданные им открытки с памятками архитектуры пользовались огромной популярностью у туристов.
Мало кто догадывается, что всеми любимые и известные персонажи мультфильмов Дисней появились, в частности, благодаря Гитлеру.
Фюрер состоял в близких отношениях с Уолтом Диснеем. Он искренне восхищался деятельность мультипликатора; особое значение для него имела «Белоснежка и семь гномов».
эскизы Гитлера
На эскизах с рисунками гномиков и Пиноккио стояла узнаваемая подпись фюрера. Забавно осознавать, что милые гномики, любимые миллионами деток по всему миру, родились в воображении Адольфа Гитлера.