«Маленькая Вера» — ровно четверть века назад, в марте 1988 года, на экраны Союза вышел дебютный фильм молодого режиссера Василия Пичула, снятый им в своем родном городе Жданове (ныне Мариуполь).
Ясное дело, никому из местных жителей тогда и в голову не могло прийти, что на их глазах рождается последний культовый фильм советской эпохи. И один из самых скандальных для той поры.
Жданов для съемок выбрала жена.
Время тогда было сложное, перестроечное, потому появление съемочной группы из Москвы в украинской глубинке горожан абсолютно не впечатлило.
Киношников и заметили-то не сразу, поскольку не было в сценарии «Маленькой Веры» ни шумных батальных сцен, ни диковинных декораций и костюмов.
Снимали фильм в самой обычной обшарпанной пятиэтажке, каковых в городе сотни, а сам Вася Пичул – 26-летний скромняга, сын рабочего и швеи – совершенно не смахивал на столичного режиссера.
При этом более подходящий город для съемок, пожалуй, трудно было найти не только на Украине, но и на всей территории СССР.
Как и требовалось по сценарию, Жданов был настоящим «городом контрастов», где необычным образом сочетались мягкий шум морского прибоя и резкие заводские гудки, свежий бриз и смог меткомбинатов, беззаботные курортники и черные от копоти работяги.
Типичная для Жданова картинка: отдыхать на пляж народ запросто ехал на КАМАЗе.
Интересно, что оценил все эти прелести украинской провинции отнюдь не местный уроженец Вася Пичул. Приехавшая как-то в гости к его родителям жена режиссера Мария Хмелик была просто ошарашена увиденным в городе. Она-то как раз и настояла на том, что снимать картину следует только в Жданове!
А поскольку деньги для съемок раздобыл отец Марии, Александр Хмелик – в то время зам. главного редактора киностудии им. М. Горького, – вопрос этот был быстро решен и обсуждению не подлежал.
Драка была самая натуральная
Увы, за четверть века в Мариуполе не произошло особых изменений. Разве что с площадей города поубирали памятники Жданову, а из парковых аллей – портреты партийных боссов.
Не претерпела особых изменений и хрущевка на окраине города, на улице Ломизова, 15, одна из квартир которой стала главной съемочной площадкой фильма. Киношники взяли ее в аренду по сходной цене.
Застать хозяев этой знаменитой теперь квартиры практически невозможно. Соседи говорят, что они живут на две страны: муж – россиянин, жена – украинка, потому супруги постоянно в движении.
Но и кроме них здесь остались люди, которые помнят в мельчайших подробностях, как проходили съемки «Маленькой Веры».
– Я всех артистов видела, как вас сейчас! Все такие молодые, красивые, – делится местная жительница Зоя Радченко. – Вот в этом месте, помнится, стояла беседка, а там проезжал паровоз. Киношники постоянно у кого-то из жильцов брали всякую посуду, а у меня как-то раз одолжили будильник.
Самую большую массовку в фильме собрала сцена на городской дискотеке, где происходит выяснение отношений между районами «стенка на стенку». Эту танцплощадку горожане до сих пор называют «клеткой». Мариупольцу Геннадию Ливенцову посчастливилось поучаствовать в этом эпизоде.