Женское

Медики не должны делать с пациентами эти семь вещей.

By admin

May 10, 2019

Медики тоже люди. Но они давали клятву Гиппократа. С его именем  связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Если вам нагрубили в поликлинике или требуют деньги за бесплатные услуги, не нужно это терпеть.

1. Грубить

Оскорбить, накричать и подпортить настроение может работник любой сферы. Но слышать это от доктора особенно неприятно, ведь к нему обращаешься за помощью и не ожидаешь чего-то плохого. Однако проблема распространённая: ВЦИОМ провёл опрос и выяснил, что с грубым отношением медицинского персонала лично столкнулись 32% россиян.

Если вам тоже нагрубил врач, вы имеете право обратиться к заведующему отделением и рассказать об этой ситуации. Крайняя мера — подача письменной жалобы на хамство.

Оскорбление — это нарушение не только врачебной этики, но и закона. В Кодексе РФ об административных правонарушениях указано, что унижение чести и достоинства влечёт за собой штраф.

2. Отказывать в неотложной помощи

Медработники не должны отказывать тем, кому требуется экстренная помощь. Никакие отговорки не принимаются, в законе это чётко прописано.

Нужно разобраться в терминологии. Помощь бывает экстренной, неотложной и плановой. Экстренная помощь необходима, когда есть угроза жизни пациента. Такой вид помощи обязаны оказать в любой клинике, бесплатно и без полиса. Отсутствие оборудования или мест не может быть причиной отказа.

Неотложную помощь (в отличие от плановой) нельзя отсрочить, это может привести к ухудшению состояния пациента, к угрозе его жизни и здоровью. Такую помощь тоже, скорее всего, окажут в той клинике, куда вас привезли в первую очередь. Главное отличие экстренной помощи от неотложной — в первом случае угроза жизни есть прямо сейчас, во втором — угроза может появиться в будущем.

Но для неотложной помощи есть исключения. Например, при инфаркте миокарда пациента повезут в одну из крупных региональных клиник для того, чтобы сделать оперативное вмешательство на артериях сердца. Если изначально пациент попал в небольшую районную клинику, там ему введут необходимые лекарства и отправят в более крупное учреждение с необходимым оборудованием. Это будет правильной тактикой.

Если вас не принимают в больнице, потому что нет оборудования или свободных мест, вы можете сослаться на ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и потребовать, чтобы вам помогли. В первом случае вам должны оказать посильную помощь и выписать направление в другую больницу, где есть это оборудование. Во втором — разместить хотя бы в коридоре, если все палаты заняты.

Но это касается только экстренных случаев. В остальном врач имеет право отказаться лечить вас. Для этого ему нужно написать заявление руководителю учреждения.

3. Осматривать при посторонних

Конечно, не все пациенты стеснительные. Кто-то не обратит внимание, если во время осмотра в кабинет зайдёт посторонний человек. А кому-то такая ситуация покажется очень неприятной.

По закону любые сведения, полученные во время обследования, составляют врачебную тайну. Поэтому осмотр должен проходить без посторонних. А если в кабинет кто-то зашёл, вы можете напомнить о своём праве на полную конфиденциальность и попросить провести осмотр без третьих лиц. Кроме врача и медсестры, которая ему ассистирует, в кабинете могут находиться только те люди, на чьё присутствие вы дали письменное согласие.

4. Лечить или вакцинировать пациента без его согласия

Вам могут назначить врачебный осмотр, анализы, лечение и любое другое медицинское вмешательство только после того, как проинформируют вас и получат добровольное согласие на это. А для несовершеннолетнего нужно письменное согласие родителей или законных опекунов.

То же самое касается и прививок. Врач может рассказать вам о пользе вакцинации, привести убедительные доводы и попробовать уговорить вас. Но заставить не может. ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» говорит о том, что граждане имеют право отказаться от вакцинации.

Прививать или не прививать детей, решают их родители или законные опекуны. Но они должны понимать, что у этого решения будут последствия. При отсутствии прививок вам могут запретить въезд в некоторые страны, отказать в приёме в образовательные организации и оздоровительные учреждения, не взять на работу или отстранить от неё.

Если у вас или вашего ребёнка без спроса взяли анализы, вас заставляют делать прививку или принимать неизвестные лекарства, вы можете написать жалобу в комитет здравоохранения вашего города. Виновных накажут.

5. Требовать деньги за предусмотренные полисом ОМС услуги

Перечень услуг, которые вы можете получить по полису ОМС, указан в Программегосударственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Если вы сомневаетесь, что необходимая услуга входит в перечень, уточните это у страховой компании, которая выдала вам полис. Номер компании есть на самом полисе.

Клиника не может отказать в оказании помощи, прописанной в Программе государственных гарантий. Но есть случаи, когда клиника, работающая по ОМС, может оказать те же самые услуги платно.

Пример — любые исследования. У клиники есть 14 дней для выполнения простых исследований, месяц для выполнения КТ, МРТ и ангиографии. Если вам назначили МРТ через 20 дней, а вы хотите через неделю, то придётся платить за это деньги. Есть ещё один случай, касающийся диагностики, — если вы хотите пройти обследование по собственному желанию. Например, желаете сделать УЗИ, а доктор вам этого не рекомендовал.

Ещё несколько услуг, которые можно оказывать платно: размещение в маломерных палатах, индивидуальный пост медицинского наблюдения в стационаре (у пациента будет отдельная медсестра) и применение лекарств, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

6. Отказывать в помощи, если у пациента полис старого образца

Чтобы получить бесплатную медицинскую помощь, нужно иметь полис ОМС в одном из трёх вариантов:

  1. Полис старого образца — бумажный бланк формата А5, на котором есть общая информация о вас, номер полиса и штрихкод.
  2. Полис нового образца — пластиковая карта со специальным чипом.
  3. Универсальная электронная карта (УЭК) — идентификационный документ, который служит заодно и полисом ОМС.

Бумажный и пластиковый полисы бессрочные, а значит, с ними вам не могут отказать в помощи. А вот УЭК выдаётся только на пять лет.

Для получения помощи достаточно знать номер полиса или даже название страховой компании. Важно получить полис хотя бы один раз, выбрав страховую компанию, которая работает в регионе вашего проживания. Выбрать можно на сайте ФОМС. Если вы выбираете страховую компанию сейчас, вы получите полис в виде пластиковой карты. Но при этом бумажные версии «работают» точно так же.

Не откладывайте обращение к врачу, даже если не знаете номер полиса. Можно позвонить в страховую компанию и узнать свой номер полиса по персональным данным.

Экстренную медицинскую помощь обязаны оказать в любой клинике (в том числе и частной) бесплатно, независимо от наличия полиса.

7. Отказывать в замене лечащего врача

Пациент имеет право выбрать медицинское учреждение и лечащего врача. Если у вас возник конфликт с доктором или по какой-то причине вы не хотите, чтобы он лечил вас, можно попросить главврача о замене. Для этого нужно написать заявление и указать причину.

Вот список врачей, которым вы можете потребовать замену:

Также вы можете сменить поликлинику. Для этого нужно прикрепиться к другому учреждению: подать письменное заявление и ждать перевода. Вас обязательно должны перевести, если только клиника не переполнена.

Однако заменить лечащего врача и поликлинику можно только раз в год, за исключением случаев, когда вы переехали жить в другое место.

Источник