Грета Гарбо (псевдоним; настоящая фамилия Густафсон) (1905–1990) – американская актриса (по национальности шведка, родилась в семье рабочего).
Когда ей было 15 лет от туберкулёза скончался ее отец, и девочка была вынуждена бросить школу и устроиться на работу в местный супермаркет. Там-то ее судьба и нашла. Однажды владельцы магазина устроили показа новой коллекции шляпок, и в качестве манекенщиц выбрали самых симпатичных продавщиц, в том числе и Грету Уже тогда не заметить ее холодную красоту было не возможно.
Если бы только те, кто мечтает о Голливуде, знали, как всё это трудно.
Быть кинозвездой означает, что на тебя смотрят со всех возможных ракурсов. Тебя никогда не оставляют в покое, ты просто узаконенный объект преследования – что то вроде дичи, на которую разрешено охотиться.
История моей жизни – это служебные входы, боковые двери, секретные лифты и другие способы попасть на место и покинуть его так, чтобы ко мне не приставали.
Я не желаю быть глупой соблазнительницей. Я не способна увидеть какой либо смысл в том, чтобы наряжаться и, ничего не делая, лишь соблазнять мужчин в фильмах.
Именно те, кто нас любят такими, какие мы есть, всегда ждут от нас чего то большего, а значит – перемен.
Жизнь может быть прекрасна, если знаешь, что с ней делать.
Будь у меня возможность играть одной, когда мне этого захочется… Будь у меня возможность взлететь, устремиться ввысь… Но ведь все зависит от совершенно механических вещей. При помощи камеры можно снять бессчетное количество дублей, а если вам не по душе аудитория, то как унизительно играть на потребу публики. Я не люблю играть даже в присутствии электриков, но как то раз меня попросили сняться в фильме, где действие происходит в Венеции. Но это уже совсем не для меня – в Италии, где люди любят таращиться на тебя во все глаза.
Быть звездой – нелегкое дело, требующее уйму времени, и я говорю это со всей серьезностью.
В 1946 году:
– Почему вы перестали сниматься в кино? – Я смастерила уже достаточно много лиц.
История моей жизни – это история о запасных выходах, боковых дверях, тайных лифтах и других способах входить и выходить так, чтобы меня не беспокоили.
Люди слишком часто использовали меня в своих целях, сколько раз они делали мне больно, выкидывали такое, чего я от них никогда не ожидала. Я знала стольких мошенников, которые хотели использовать меня в своих интересах, и им это удавалось, и хотя они повергали меня в ужас… я до сих пор не могу поверить, что это дурные люди.
Многие люди утверждают, что я задавака и ко мне не подойти с вопросом, – и все из за того, что я не «оголливудилась», что не общаюсь с остальной киношной братией. Это вовсе не соответствует действительности. Единственная причина того, почему я предпочитаю уединение, заключается в том, что мне необходимо восстановить силы после тяжелой работы, иначе я просто не смогу сниматься дальше. Не стану спорить, мне доставляет большее удовольствие прочитать какую то увлекательную книгу, чем тратить попусту время на вечеринки. Всем моим настоящим друзьям это прекрасно известно…
Моим величайшим желанием всегда было обретение внутренней гармонии. Знаете, ведь у кинозвезд тоже бывают проблемы, пусть даже не материальные, – но разве у нас, как у всех, нет души?
Не вините себя в измене любимому, вините его в нежелании разобраться в вашем мире… Измена не грех, а следствие непонимания, а иногда и средство, укрепляющее любовь истинную…
По моему, ужасно глупо то и дело попадать в газеты. Любой, кто хорошо делает свое дело, имеет право на частную жизнь.
У меня немного друзей, но они на всю жизнь.
Часть меня занимает меланхолия, но другая часть любит смех и веселье. К несчастью, мир ближе к состоянию меланхолии, где счастье всплывает лишь иногда.
Человек всегда остается один и тот же…
Чтобы показать свои достоинства, нужно гораздо больше ума, чем для того, чтобы скрыть свои недостатки.
Я была похожа на корабль без руля и ветрил – испуганная, потерянная и одинокая. Я неуклюжа, застенчива, боязлива, вся издерганна, и мне стыдно за мой английский. Именно поэтому я возвела вокруг себя непробиваемую стену и живу за ней, отгородившись от всего мира.
Я не представляю себя в роли жены – ужасное слово.
Я никогда не говорила: «Я хочу быть одна». Я только сказала: «Я хочу, чтобы меня оставили в покое», а это не то же самое.
В 1921-м она впервые снялась в рекламе. Ее экранный дебют случился через год – начинающей актрисе досталась небольшая роль в немой ленте Эрик Петчера «Петер — бродяга». Далее последовала стипендия на обучение театральному искусству при Королевском драматическом театре Стокгольма. Поворотным моментом в жизни актрисы стал 1924-й год. Тогда появился псевдоним Гарбо, и на экраны вышел фильм «Сага о Йесте Берлинге» режиссера Морица Стиллера, после которого шведскую актрису пригласили в Германию (она сыграла главную роль в «Безрадостном переулке» Георга Пабста), а потом и в Голливуд. Наиболее известные работы того периода – «Поток», «Плоть и дьявол» и «Любовь».
В 1930-е в кинематограф пришел звук. Гарбо, в отличие от многих других актеров, успешно перестроилась и продолжила сниматься в новом формате. Дебютной работой в этом «жанре» стала картина «Агата Кристи», имевшая небывалый успех. В 1932-м на экраны вышел «Гранд-отель», в том же году удостоенный премии «Оскар». А спустя три года Грета сыграла Анну Каренину в одноименном фильме. Эта роль считается одной из самых известных в карьере актрисы.
Следующая номинация на «Оскар» случилась в сложный для Европы 1939 год. Экранное воплощение Нины Якушевой в романтической комедии Эрнста Любича «Ниночка» заветную статуэтку ей не принесло, зато привело к запрету на въезд в Советский Союз. В 1941 году Гарбо ушла из кино. В 1954 году актрисе присудили почетный «Оскара» за вклад в развитие киноискусства. За наградой она так и не пришла.