Сталкер. Всё-таки, о чём фильм?

«Кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта». (Гёте).

Мрачный, нудноватый фильм «Сталкер», хоть и получил Оскара в Каннах, не обрёл популярности в народе в те года.  Мало кто его понял до конца. Съёмки завершились 19 декабря 1978 года. В итоге бюджет картины был перерасходован на 300 тысяч рублей и превысил миллион рублей. Затем уже готовый фильм, как и «Зеркало», оказался «полузапрещенным». 25 мая 1979 года состоялся первый закрытый показ картины «для своих» в студии «Мосфильм». Последующие показы в 1979 году проходили в полупустых залах и к концу сеанса в две серии почти никого не оставалось. 

Суть фильма в том, что в мёртвой Зоне отчуждения существовала тайная комната, в которой можно было загадать любое желание и оно сбудется. Именно за этим отправились в путешествие Профессор и Писатель, наняв  в проводники преступника Сталкера. Но по пути сопровождения и перипетий увиденного, Сталкер стал перерождаться в юродивого-святого. Сам  ОН, бояшись собственных желаний (которые сменялись то  целью помочь, то желанием  променять жизни попутчиков на богатство), метался, в рвущих его, тяжких внутренних разногласиях.  
«Боже мой, что за люди! У них глаза пустые. Они ведь каждую минуту думают о том, как не продешевить, как продать себя подороже. Чтобы им всё оплатили, каждое душевное движение. Они знают, что не зря родились, что они призваны. Они ведь живут только раз. Разве такие могут во что-нибудь верить?! Никто не верит, не только эти двое! … Ещё называют себя интеллигентами, эти писатели, учёные. Они же не верят ни во что. У них же орган этот, которым верят, атрофировался за ненадобностью».

В Андрее Тарковском в то время  бились два человека: алиментщик, желающий подработать вне официальной зарплаты и художник, в котором уже звучали звуки странной восточной музыки драматизма и безысходности фильма.

Чиновники  Госкино, от которых зависели все без исключения  кинематографисты в СССР, терпеть не могли Тарковского. Они обоснованно подозревали режиссёра в том, что он снова выкинет какой-нибудь непредсказуемый с их точки зрения номер и из внешне безобидного сценария сделает нечто такое, отчего им всем не поздоровится. И они не ошиблись!

В работе с  первой версией  была  пущена на ветер крупная сумма  в 700 тысяч рублей .  Почти всё пропало.  Первые проявленные материалы оказались браком, и режиссёр, приостановив производство картины, на 40 дней уехал разбираться в Москву. К июлю съёмки возобновились, и в августе в черновике была готова первая версия фильма, где, по отзывам Стругацких, Кайдановский играл крутого парня и афериста Аллана (близкого по духу к герою «Пикника на обочине» Рэду Шухарту.

«Новый сценарий «Сталкера» привёл руководство Госкино в негодование. Чиновники Госкино изначально подозревали Тарковского в нелояльности, несговорчивости и двоемыслии.  Денег выделили только на одну серию, а нужно было снять двухсерийный фильм.

Этот скандал тогда обсуждали все.
Конфликт на «Сталкере» был не только между режиссёром Андреем Тарковским и оператором Георгием Рербергом, а почти со всей съёмочной группой.
Из дневников Андрея Тарковского 15 апреля 1978 года:
«1. Брак плёнки в 3 очереди 2700 метров (Рерберг)… 3. Выгоняю Бойма за пьянство .. 4. Выгоняю Абдусаламова за хамство…»

Почти все художники отказались от работы с Тарковским на «Сталкере», и в результате в титрах фильма художником-постановщиком числится Андрей Тарковский.

Это было далеко до Чернобыльской АЭС, на  Алтае экспериментальная АЭС потерпела аварию, при взрыве погибло бесчисленное количество людей, сотни километров дивной природы превратились в копоть. Об этом в те  времена осмотрительно умолчали. А тем, кто знал, убедительно заткнули рты. Разрушения снаружи — это точное зеркало разрушения внутри людей.

 Сценарий менялся на глазах, и последний вариант фактически был полной противоположностью первоначальному замыслу.
«Вот, наконец-то, мой сценарий» – выкрикнул Тарковский, когда ознакомился с очередным вариантом братьев Стругацких. Ничего общего кроме имён с их повестью «Пикник на обочине» последний сценарий не имел.

Главный оператор Александр Княжинский в своём последнем интервью говорил:
«Тарковский на съёмках не ругался. Он больной совершенно был. Один день он не ел ничего, только воду пил. Не лучшее было настроение, когда группе объявляется обед, все кидаются жрать, а он сидит в сторонке…»

Андрей очень проникся этой философией, что нашло отражение в фильме. «Когда человек родится, он слаб и гибок. Когда умирает, он крепок и чёрств. Когда дерево растёт, оно нежно и гибко. А когда оно сухо и жёстко, оно умирает. Чёрствость и сила – спутники смерти. Гибкость и слабость выражают свежесть бытия. Потому, что отвердело, то не победит».

Фильм «Сталкер» имел фактически три варианта. Некоторые эпизоды снимали по 6-10 раз. В первом варианте сценария, написанного братьями Стругацкими, «плохой» Кайдановский ведёт двух людей в зону, чтобы заработать. «Ты должен делать добро из зла, потому что больше не из чего делать».

Андрей Тарковский решил максимально уйти от фантастики, чтобы приблизиться к метафизике. Он разъяснял: «Фантастической здесь можно назвать лишь внешнюю ситуацию… но по сути того, что происходит с героями, никакой фантастики нет. Фильм делался так, чтобы у зрителя было ощущение, что всё происходит сегодня, что Зона рядом с нами».

Исполнитель роли Сталкера актёр Александр Кайдановский говорил: «Мне очень близко требование Тарковского играть не слова, не смысл эпизода, а состояние…».
Дружил Кайдановский только с Анатолием Солоницыным, и, по словам очевидцев, проклинал, что связался с этим фильмом, впоследствии сделавшим его всемирно знаменитым.

Отдельные сцены были сняты недалеко от Ленинграда, павильонные съёмки в студии «Мосфильма». Финальные сцены, где Сталкер несет на плечах свою дочь, а также виды индустриального пейзажа из открытой двери бара — снимали в Москве, в районе Загородного шоссе. На заднем плане видны трубы ТЭЦ-20.
 

«Если смотреть это кино внимательно, то вы постоянно ощущаете присутствие чего-то высшего, какой-то высшей силы, какого-то иного разума, чего-то непостижимого», – считает Евгений Цымбал.

Сталкер Кинофильм

26 апреля 1986 года произошла крупнейшая в мире техногенная катастрофа на Чернобыльской АЭС,

 Андрей Тарковский  умер    29 декабря 1986 года  в Париже.  Мистика во всём, даже в  уходе  гениального художника.

PS: Моё восприятие всех картин Тарковского таково: — Он отталкивался от слова «КАРТИНА». Вспомните  любой портрет, или работу  итальянских художников…. а, теперь возьмите любой кадр из фильмов Андрея. Вам это ничего не напоминает?  Он обустраивал кадры своих лент, КАЖДЫЙ КАДР (!), как-будто они старинные картины.

Если понравилась статья, поделись с друзьями, и мир станет интереснее

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Сталкер. Всё-таки, о чём фильм?